Алгоритм оптимизации маршрутов холодной прокатки труб
https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-3-72-79
Аннотация
Актуальность работы обосновывается необходимостью уточнения методики расчета маршрутов холодной прокатки, связанной с расширением факторов, которые следует учитывать при ведении подобных расчетов. Целью работы является разработка алгоритма оптимизации маршрутов холодной прокатки труб с применением станов типа ХПТ и ХПТР, удобного для реализации в программном продукте. В работе проанализированы основные параметры оптимизации маршрутов холодной прокатки труб, факторы, ограничивающие поле оптимальных значений геометрических параметров трубы‑заготовки в каждом проходе. Среди последних выделены максимальное возможное обжатие по площади поперечного сечения, необходимое обжатие по площади поперечного сечения в последнем проходе, требование к характеру распределения величины обжатия по площади поперечного сечения, толщине стенки и диаметру трубы из прохода в проход и другие параметры. Замечена важность минимизации количества проходов. Проанализированы и выделены основные зависимости, включающиеся в метод расчета деформационных параметров маршрута холодной прокатки с использованием станов ХПТ и ХПТР. Разработан алгоритм расчета маршрута холодной прокатки труб с несколькими операциями итерации. Предложенный алгоритм позволяет оптимизировать маршрут прокатки труб из любых марок сталей и сплавов, оптимизировать большинство параметров, в том числе, влияющих на экономические параметры производства. В зависимости от марки стали или сплава некоторые операции итерации могут исключаться. Алгоритм проверен в практике расчета маршрутов прокатки труб из углеродистых и нержавеющих сталей и сплавов.
Об авторе
С. B. ПилипенкоБеларусь
г. Новополоцк, Витебская обл., ул. Блохина, 29
Список литературы
1. Semin, A. N. On steel pipes production / A. N. Semin, L.A. Kondratov // Steel Transl. – 2022. – № 52. – P. 1171–1180.
2. Gugis, N. N. Development of rolling-mill practices in Russia in 2019–2022 / N. N. Gugis // Steel Transl. – 2023. – № 53. – P. 154–167.
3. Томило, В. А. Обеспечение необходимого типа микроструктуры металла титановых и циркониевых труб / В. А. Томило, С. В. Пилипенко // Литье и металлургия. – 2022. – № 1. – С. 106–112.
4. Пилипенко, С. В. Теоретические основы холодной пильгерной прокатки труб / С. В. Пилипенко. – Новополоцк: Полоцк. гос. ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2022. – 288 с.
5. Mishchenko, O. Possibilities for reducing lateral difference cold rolled titanium alloy pipe / O. Mishchenko // Metallurgical and ore mining industry. – 2019. – № 5–6. – P. 57–66.
6. Чечулин, Ю. Б. Холодная прокатка труб / Ю. Б. Чечулин, А. А. Кондратов, Г. А. Орлов. – М.: Металлургиздат, 2017. – 332 с.
7. Яковлева, К. Ю. Современный уровень разработки и совершенствования процесса проектирования калибровок инструмента станов ХПТ / К. Ю. Яковлева, Б. В. Баричко // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. – 2023. – № 79. – С. 496–507.
8. Столетний, М. Ф. Точность труб / М. Ф. Столетний, Е. Д. Клемперт. – М.: Металлургия, 1975. – 239 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пилипенко С.B. Алгоритм оптимизации маршрутов холодной прокатки труб. Литье и металлургия. 2024;(3):72-79. https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-3-72-79
For citation:
Pilipenko S.V. Algorithm for optimization of cold‑rolled pipe rolling routes. Litiyo i Metallurgiya (FOUNDRY PRODUCTION AND METALLURGY). 2024;(3):72-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/1683-6065-2024-3-72-79